ДТП из-за ямы: как получить компенсацию?


 

Выбоины на дорогах – неисчезающая проблема автомобилистов, способная превратить новое дорогое авто в битое и уцененное. Но владельцу в таком случае необязательно тратить на ремонт собственные деньги, он может заставить возместить урон виновника происшествия. Правда, для этого нужно знать законы, обладать терпением и настойчивостью.

Читайте в этой статье

Кто виновен

Определение виновного в аварии с ямой возможно еще на стадии оформления дела сотрудником ГИБДД. Но во внимание принимаются и другие обстоятельства. В частности, соблюдение или игнорирование водителем ПДД, скорость машины, выполнение требований, диктуемых установленными на пути знаками и разметкой. Если водитель уверен, что все произошло из-за ямы, нужно проверить ее на соответствие ГОСТу 50597-93, в котором сказано:

Если хотя бы один из параметров превышает допустимое значение, причиной аварии назовут яму на дороге. И виновником признают того, кто обязан следить за состоянием покрытия. То есть ремонтную организацию, за которой закреплен данный участок пути. В качестве виновного может выступить также служба, эксплуатирующая его.

Что делать

После ДТП, вызванного плохим качеством дороги, выбоиной на ней, необходимо все оформить, привлекая ГИБДД. Верный порядок действий поможет добиться справедливости в дальнейшей борьбе за возмещение ущерба, даже если для этого придется подавать иск в суд. Автомобилист должен сделать следующее:

  • дать знать о происшествии другим участникам движения, включив аварийный сигнал и выставив знак;
  • вызвать на место сотрудника ГИБДД;
  • сфотографировать яму, поврежденный автомобиль, его тормозной путь, разметку, знаки и другие предметы окружающей обстановки;
  • если есть возможность, самому измерить яму;
  • привлечь к разбирательству очевидцев, записать сведения о них, договориться об их участии в деле;
  • позвонить в страховую компанию, если у автовладельца полис КАСКО;
  • после приезда инспектора дать ему объяснения относительно случившегося;
  • проследить, чтобы в составляемой сотрудником службы схеме ДТП было зафиксировано обозначение ямы с размерами, а также отсутствие предупреждающих знаков об опасной дороге, ограждений;
  • проконтролировать внесение в протокол сведений об особенностях освещенности участка;
  • настоять на составлении акта о неудовлетворительных дорожных условиях;
  • потребовать вызова на место аварии ответственного за состояние полотна;
  • забрать копии документов и справку о ДТП.

Инспекторы ГИБДД должны установить имена сотрудников дорожной организации, отвечающих за ремонт или эксплуатацию. Если они этого не делают, автомобилисту следует обратиться с заявлением в прокуратуру. Там его рассмотрят в течение 20 дней и примут решение о виновности работников дорожной организации. Если нанесенный ущерб превышает размер 500 минимальных окладов, прокурор отправит дело для разбирательства в суд.

В ГИБДД виновным могут счесть водителя. Если он с этим не согласен, в суд нужно идти самому. Но сначала следует сделать экспертизу автомобиля, чтобы определить степень и характер повреждений, выявить причины появления дефектов.

Акт о состоянии дороги

Документ, описывающий техническое состояние участка, где произошло ДТП, обязан оформить сотрудник ГИБДД. Если он отказывается это делать, автомобилист может сам составить акт. Он пишется в произвольной форме. Но в документе должны быть:

  • информация о месте аварии (улица, номера расположенных поблизости домов);
  • список дефектов дорожного покрытия, их характер, размер;
  • подробности инженерно-технического обустройства дороги (знаки или их отсутствие, разметка, мешающие обзору пути рекламные щиты, освещение и др.);
  • фамилии, адреса составителя акта и свидетелей, которыми могут быть и родственники, знакомые потерпевшего водителя.

Документ следует подтвердить фотографиями и видеосъемкой доставившего проблемы участка.

Как требовать компенсацию и где

Даже если автомобиль застрахован, получить возмещение от компании, выдавшей полис, не получится, если это ОСАГО. Иногда и при КАСКО выплата в таком случае не предусмотрена. Необходимо добиваться компенсации от того, кто обязан следить за состоянием конкретного участка пути, но не делает этого. То есть от дорожной организации. Согласно части 2 пункта 28 закона №257-ФЗ от 8.11.2007 г.:

Существует еще и статья 1064 Гражданского Кодекса, в которой сказано:

Кроме того, есть статья 151 того же документа:

В случае с ДТП, возникшем из-за выбоины на дороге, она вполне применима.

Сначала можно попытаться получить деньги с ремонтной организации без суда. Для этого автомобилист должен заказать экспертизу ТС у оценщика, предварительно проинформировав виновника о времени и месте проведения процедуры. Затем копии протокола, заключения специалистов, справки, схемы нужно отослать виновнику по почте заказным письмом с уведомлением. Если в течение 4 недель от него нет ответа, следует обратиться в суд.

Практика

Многие российские дороги являют собой сплошные ямы. Поэтому у автомобилистов есть опыт обращения в случаях аварий по этой причине за защитой к закону. Но, несмотря на правоту водителя, часто путь к получению возмещения бывает долгим и трудным.

Сотрудники ГИБДД уклоняются от определения виновником дорожной фирмы. И называют им водителя. Если же инспектор оказывается честным, оформляет все, как положено, разочарование может ждать автомобилиста в суде. Там зачастую обвиняют именно его, невзирая на доказательства, отрицающие это и подтверждающие неблагоприятную роль ремонтников.

Иногда суды даже отказывают в рассмотрении документов, полученных в ГИБДД, фото и видеоматериалов, экспертиз, допросов свидетелей.

Но не стоит с этим мириться. Решения районного, городского и областного судов, вынесенные не в пользу автомобилиста, отменяет Верховный суд. Прецеденты уже есть. Поэтому автовладельцу, чья машина пострадала в аварии из-за ямы, всегда стоит доводить дело до конца, требуя компенсации от реального виновника.

Победители в такой борьбе тоже есть. Суммы, которые они получили от дорожных служб и призванных следить за их работой местных администраций, исчисляются сотнями тысяч рублей. А после уплаты ремонтники обычно активизируются и наконец-то начинают заниматься восстановлением проблемного участка.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *