Всегда ли виноват водитель в ДТП на железнодорожном переезде?


 

Аварии на переезде случаются реже, чем там, где ездит только автотранспорт. Но последствия их бывают катастрофичны. И не совсем ясно, кто виноват в таком ДТП, с кого получить возмещение за ущерб. Ведь восстановить картину происшествия очень трудно.

Когда виноват водитель?

По статистике, чаще виновными в аварии на переезде железной дороги бывают автомобилисты. Причиной тому служат:

  • невнимательность, если водитель не видит приближающегося поезда, сигнала светофора;
  • самоуверенность, когда продолжает движение, несмотря на закрывающийся или уже опущенный шлагбаум;
  • пьянство за рулем;
  • незнание или игнорирование правил пересечения участка.

Последняя из упомянутых причин – самая распространенная. Аварии на железнодорожной дороге случаются, когда автомобилист:

  • пересекает путь в неположенном месте, то есть вне переезда;
  • едет под опустившийся или начавший закрывать дорогу шлагбаум;
  • движется, несмотря на запрещающий сигнал светофора, его мигание или требование дежурного сотрудника железной дороги;
  • останавливается на переезде из-за внезапной поломки машины;
  • игнорирует дорожный знак, предупреждающий о близости опасного участка, и не снижает скорость;
  • едет задним ходом;
  • обгоняет другое ТС, создавая тем самым затор.

Делать все это запрещают ПДД.

Нередко выясняется, что заметить поезд и вовремя остановиться водителю мешает разговор по телефону или с пассажиром, громкая музыка в салоне.

А здесь подробнее о ДТП при перестроении.

Когда виноват машинист?

В безопасном движении через переезд важна роль дежурного. Причиной столкновения автомобиля и поезда могут стать:

  • Опоздание сотрудника с подачей сигнала о прекращении движения машин или опусканием препятствующего устройства. Это бывает редко, но все же подобные случаи известны. Сотрудник мог заснуть на рабочем месте, или по его вине светофор, шлагбаум оказываются неисправными.
  • Опоздание с информированием машиниста поезда о застрявшем на пути автомобиле. Так бывает, когда сотрудник отсутствовал на рабочем месте и попросту не знал о сложившейся ситуации.
  • Несоответствие сигналов светофора и шлагбаума, зависящих от дежурного. Например, горит красный, и в это же время переезд еще остается открытым. А сотрудник дороги не помогает водителю понять, как действовать, не регулирует движение.

Дежурный создает опасность и если закрывает шлагбаум слишком рано. Водитель долго ждет на переезде приближения поезда, но его все нет. Тогда он начинает движение под закрытый шлагбаум или запрещающий сигнал светофора, здесь и может произойти столкновение.

Правда, в подобном случае вину скорее взвалят на автомобилиста. Но при тщательном разбирательстве дела часть ее могут переложить и на дежурного.

Может ли быть доказана вина машиниста?

Говоря об авариях на железной дороге, не стоит забывать второго участника. Это машинист поезда, который тоже может совершать ошибки, допускать халатность. Хотя аварии на железнодорожных переездах по вине того, кто управляет поездом, случаются очень редко. И все же иногда выясняется, что машинист нарушил должностные инструкции, то есть:

  • не снизил скорость в положенном месте до необходимых 15 км/ч;
  • не включил звуковой сигнал на подходе к переезду;
  • игнорировал телефонную связь с дежурным;
  • не применил экстренное торможение, когда получил от него сигнал об опасности.

В любом из этих случаев ответственность за аварию или ее часть будет возложена на машиниста. Несмотря на то, что поезд при движении имеет приоритет, управляющий им обязан следить за происходящим на дороге так же внимательно, как и автомобилист.

Меры наказания для водителя

Если водителю машины, столкнувшейся с поездом, повезло остаться в живых, придется отвечать за нарушение ПДД, аварию и ее последствия. Как минимум к нему применят часть 1 статьи 12.10 КоАП:

Если в аварии есть легко пострадавшие, водителя автомобиля накажут и по части 1 статьи 12.24 Кодекса:

А при более значительном ущербе здоровью применят часть 2 того же закона:

Если же люди в аварии пострадали тяжело, или есть погибшие, в действие вступает статья 264 Уголовного Кодекса. В зависимости от количества раненых и жертв, обстоятельств совершения ДТП виновнику могут дать до 3 — 9 лет лишения свободы.

А если пострадавшие и родственники погибших подадут гражданский иск, спровоцировавший аварию водитель выплатит им еще и за моральный ущерб. Материальный урон, полученный потерпевшими, погашает страховщик виновного. Но если этой суммы окажется мало, остальные деньги возьмут с него самого по гражданскому иску.

Меры наказания для машиниста

Организация РЖД обязана расплачиваться за аварию, если в ней виновен ее сотрудник. Чаще компания несет административную и гражданскую ответственность. Это значит, РЖД платит штрафы, погашает нанесенный потерпевшим материальный и моральный урон, возмещает ущерб здоровью. А виновный в ДТП сотрудник отстраняется от должности, с него тоже могут потребовать компенсационную выплату.

Если в результате аварии есть тяжело раненые или погибшие, уголовную ответственность несет непосредственный виновник аварии. То есть машинист или дежурный. Но компания все равно платит за ущерб, нанесенный имуществу и здоровью пострадавших.

Она будет отвечать и в случае, когда в качестве одной из причин ДТП названы работающие вразнобой автоматические шлагбаум и светофор или разбитое дорожное покрытие переезда, мешающее автомобилям преодолевать его.

Действия при ДТП

ДТП на железной дороге с участием автомобиля оформляется и расследуется так же, как произошедшее на любом ином участке. Поэтому необходимо предпринять следующие действия:

  • сначала оказать медицинскую помощь пострадавшим, вызвать «скорую»;
  • в таких авариях высока опасность возникновения пожара, поэтому нелишним будет звонок в соответствующую службу;
  • автомобиль нельзя трогать до приезда сотрудников ГИБДД;
  • если водитель чувствует себя нормально, ему следует поискать очевидцев аварии и записать их координаты (судиться с железнодорожной компанией непросто, поэтому присутствие свидетелей крайне желательно);
  • можно сделать несколько фото участка дороги, автомобиля, поезда с разных точек.

Сотрудник ГИБДД после приезда осмотрит место аварии, составит протокол. К расследованию обязательно привлекают и экспертов. Справку о ДТП водителю выдают в инспекции, как обычно. Ее нужно представить страховщику.

Если водитель считает, что его обвинили в аварии безосновательно, следует подавать заявление в суд.

А здесь подробнее о штрафе за езду задним ходом.

ДТП на железной дороге с участием автотранспорта становятся широко известными только при значительном количестве жертв. На самом деле их больше, чем сообщают по ТВ и в газетах. Многие водители не хотят понимать, насколько опасен может быть переезд. Поэтому в 95% случаев именно автомобилисты становятся виновниками подобных ДТП.

Полезная информация

Наложен штраф за шлагбаум будет в разных ситуациях — за сбитый по неосторожности на платной стоянке, за сломанный, даже за незаконную установку во дворах или на въездах. Также накажут водителя, решившегося на проезд под шлагбаумом.

Довольно часто на перекрестке водители лихачат, поэтому для обгона выполняют маневры. В результате ДТП на перекрестке — одни из самых распространенных. Кто виноват при аварии при перестроении в левый или правый ряд?

В 2017 году выкрутиться и обойтись без штрафа за езду задним ходом можно, но только в определенных ситуациях. В остальных инспектор выпишет квитанцию. Например, за езду задним ходом по одностороннему движению, на перекрестке, по обочине и автомагистрали.

Случиться ДТП при обгоне может как по вине обгоняющего, так и обгоняемого. Оно может быть при повороте налево, справа, на перекрестке. Кто виноват? Какая судебная практика по данному разбирательству?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *